Аргументативный потенциал агональных высказываний в политическом институциональном дискурсе (на материале трилогии Майкла Доббса «Карточный домик»)
Елена Петровна Ананьева
Докладчик
аспирант
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено
изучению агональных высказываний в политическом институциональном дискурсе с точки зрения их аргументативного потенциала и структуры. Материалом для анализа послужили репрезентативные агональные ситуации из трилогии «Карточный домик» Майкла Доббса. Анализ показал, что психологическая аргументация преобладает над логической. В ходе исследования было установлено,
что метадискурсивные маркеры ссылки на автора, маркеры вовлечённости,
акцентирующие маркеры и маркеры отношения обладают высоким воздействующим
потенциалом и приводят коммуниканта к победе в речевом
состязании.
Тезисы
Ключевые слова: агональность; психологическая аргументация; логическая аргументация; метадискурсивные маркеры
Изучение агональности как типа речевой состязательности в политическом дискурсе является актуальным направлением исследования. Крайне остро стоит проблема оценивания структуры и аргументативного потенциала агональных высказываний в силу отсутствия универсальных методов оценивания речевой состязательности. Выбор трилогии «Карточный домик» в качестве материала для исследования связан не только с экспертностью автора, Майкла Доббса, являющегося членом палаты лордов английского парламента, но и непосредственно сюжетом произведения. Методами данного исследования послужили сравнительно-сопоставительный, описательный и метод количественного подсчета.
В рамках исследования было обнаружено, что наиболее продуктивными методами логической аргументации являются методы дедукции и аналогии, в то время как психологическая аргументация чаще всего обращалась к мотивам общественных интересов, истины и права. В рамках анализа аргументативного потенциала реплик коммуникантов была изучена специфика функционирования сильных и слабых аргументов в речи коммуникантов. Стоит отметить, что слабые аргументы чаще встречаются в речи коммуникантов (в частности, довод от угрозы, обращение к значимым прототипам), однако сильные обладают большим воздействующим потенциалом. Анализ функционирования метадискурсивных маркеров в агональных коммуникативных ситуациях показал преобладание интерактивных маркеров во всех типах агональности (конфронтативная агональность — 84% у победителя и 79% у проигравшего; дискуссионная — 72% и 65%, игровая — 81% и 71%). Число маркеров на 100 слов практически идентично. При этом, преобладание маркеров вовлечённости и маркеров ссылки на автора связано, в первую очередь, с жанром диалога, и уже во вторую с контекстом речевой конфронтации. Проигравший чаще прибегает к хеджированию, что снижает локутивную силу его высказывания и ставит его в более слабую позицию в конфронтативной речевой ситуации. Победитель состязания, как показал анализ, чаще прибегает к акцентирующим маркерам, что, напротив, оказывает большее воздействие на оппонента.
Изучение агональности как типа речевой состязательности в политическом дискурсе является актуальным направлением исследования. Крайне остро стоит проблема оценивания структуры и аргументативного потенциала агональных высказываний в силу отсутствия универсальных методов оценивания речевой состязательности. Выбор трилогии «Карточный домик» в качестве материала для исследования связан не только с экспертностью автора, Майкла Доббса, являющегося членом палаты лордов английского парламента, но и непосредственно сюжетом произведения. Методами данного исследования послужили сравнительно-сопоставительный, описательный и метод количественного подсчета.
В рамках исследования было обнаружено, что наиболее продуктивными методами логической аргументации являются методы дедукции и аналогии, в то время как психологическая аргументация чаще всего обращалась к мотивам общественных интересов, истины и права. В рамках анализа аргументативного потенциала реплик коммуникантов была изучена специфика функционирования сильных и слабых аргументов в речи коммуникантов. Стоит отметить, что слабые аргументы чаще встречаются в речи коммуникантов (в частности, довод от угрозы, обращение к значимым прототипам), однако сильные обладают большим воздействующим потенциалом. Анализ функционирования метадискурсивных маркеров в агональных коммуникативных ситуациях показал преобладание интерактивных маркеров во всех типах агональности (конфронтативная агональность — 84% у победителя и 79% у проигравшего; дискуссионная — 72% и 65%, игровая — 81% и 71%). Число маркеров на 100 слов практически идентично. При этом, преобладание маркеров вовлечённости и маркеров ссылки на автора связано, в первую очередь, с жанром диалога, и уже во вторую с контекстом речевой конфронтации. Проигравший чаще прибегает к хеджированию, что снижает локутивную силу его высказывания и ставит его в более слабую позицию в конфронтативной речевой ситуации. Победитель состязания, как показал анализ, чаще прибегает к акцентирующим маркерам, что, напротив, оказывает большее воздействие на оппонента.