XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Чердынская локальная традиция поминовения убиенных воинов (на материале периодических и непериодических изданий XIX в.)

Оксана Алексеевна Колегова
Докладчик
магистрант 2 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет

ауд. 213
2018-04-17
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен локальной традиции поминовения убиенных воинов, зафиксированной в Пермском крае (Чердынский район). Предание о 85 убиенных воинах не имеет четкой привязанности к конкретному военному столкновению — жители разных поселений интерпретируют это событие по-своему и закрепляют за своей территорией. Погибшие в XVI в. воины  включались в помянники наряду с умершими родственниками вплоть до 20-х гг. XX в. В память о воинах были возведены часовни, проводились крестные ходы. Материалы современных полевых исследований показывают, что память о защитниках Чердыни сохранилась по сей день.

Тезисы

Периодические и непериодические издания XIX в. фиксируют народное предание о 85 убиенных воинах во время татарских набегов на Чердынь и Соликамск. Память об этих набегах и о погибших защитниках сохранилась на этой территории и по сей день, что подтверждают материалы полевых экспедиций. Одним из первых о 85 убиенных защитниках Чердыни пишет В. Шишонко. Позднее это событие упоминается в «Пермских губернских ведомостях»: В Кондратьевской слободе, над рекою Вишерой, убито ими 6 Генваря 1547 года 85 человек, как показывает надпись на доске при часовне Чердынской Успенской церкви. Очень может быть, что татары в это время проникли и до Соликамска. Предание гласит, что тела убитых воинов находились на прибитой в летний день к берегу льдине. После погребения убиенных на могиле была найдена дощечка с именами погибших, эти имена были записаны на железной доске, прибитой к стенам церкви. В настоящее время неизвестно точное местоположение могилы 85 воинов. Предполагается, что она находится вблизи от Спасской часовни, построенной уже после захоронения. В Чердынском музее хранятся две иконы с изображением святых, соименных убитым. Их имена также включены в синодик Иоанно-Богословского монастыря. В память об убиенных воинах в Чердыни совершается крестный ход. Кроме того, многие местные жители включали имена погибших в семейные помянники вплоть до начала XX в. Однако это предание не имеет четкой локальной закрепленности. Имена 85 убиенных воинов записаны и в поминальной книге храма в селе Искор. В XVI в. здесь также происходило столкновение местного населения и татар: «Предание такое есть, что татары нападали со стороны реки. Жители смолили бревна и, запаля их,  катили с горы на татар. Так татары город и не взяли». Искорское предание об убиенных связано также с преданием о явлении Параскевы Пятницы. 
Примечание: исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 16-34-00007 «История Северного Прикамья в зеркале фольклора (на материале публикаций XIX - начала XX вв.)».