XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Признаки категоризации в языковом сознании студентов гуманитарных и технических специальностей

Елизавета Сергеевна Руденко
Докладчик
студент 4 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет

ауд. 184
2018-04-19
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе отражены ключевые положения, полученные в ходе психолингвистического эксперимента по категоризации вербального лексического материала. Названы и прокомментированы признаки категоризации в языковом сознании студентов-филологов и студентов-математиков. Выявлены особенности классификационной деятельности обучающихся разных специальностей.

Тезисы

Изучение принципов категоризации вербального лексического материала проведено методом свободной классификации при помощи программы Lingua Classifier.
Материалом для исследования послужили результаты классификационной деятельности информантов — студентов филологического (30 человек) и механико-математического факультета ПГНИУ (30 человек).
В лексический материал вошли 50 слов из семантических полей ДРУЖБА и ВРАЖДА, в том числе существительные, прилагательные, глаголы, причастие; антонимы и синонимы; группы слов одного корневого гнезда.
Подробное изучение классификаций помогло выявить 14 признаков категоризации.
Признаки можно разделить на три зоны встречаемости:
1) часто встречающиеся: положительность/отрицательность (22/30 у филологов и 11/30 у математиков), общность лексического значения (13 и 12), часть речи (15 и 11);
2) редко встречающиеся: антропоцентрический (3 и 2), нейтральность/экспрессивность (2 и 2), стилистический (2 и 1), корневой (1 и 2), степень близости отношений (4 — только филологи);
3) уникальные: возвратность глагола, активность/пассивность отношений, длительность отношений, ассоциативный (у филологов), род существительного, формальность/неформальность отношений (у математиков).
Отдельно следует упомянуть метод остатка при классификации. К нему обращаются 12 математиков и лишь один филолог.
Признаки делятся на формальные и семантические. Общая частота встречаемости формальных признаков составляет 17 реакций у филологов и 14 у математиков, семантических — 50 и 29.
Приведенные цифры говорят и о насыщенности классификаций признаками. Классификации филологов чаще проведены по двум и более основаниям (26), у математиков классификация не по одному признаку встречается реже (8).
Студент филологического факультета создает разветвленную классификацию, обращается к субъективным признакам (близость, активность/пассивность, длительность отношений, ассоциативный (пр.: группа ДЫМ, куда входит слово злоумышленный)), дает связанные с профессиональной деятельностью реакции по признаку общности лексического значения (ЛИТЕРАТУРНОЕ ПОНЯТИЕ — антагонизм). Математик стремится к классификации по одному основанию, обращается к методу остатка (пр.: информант выделяет восемь групп по признаку корневого гнезда, все остальные лексические единицы объединяет в группу ОСТАТОК). Филолог проводит многоуровневую классификацию, тогда как математик — одноуровневую.
Можно заключить, что филолог видит все присущие лексической единице признаки, а значит видит ее обособленно; среди видимых признаков выделяет стержневой и по нему создает категорию. Математик видит общие признаки лексических единиц, а значит воспринимает их только в совокупности. Исходя из терминов логики, филолог ограничивает понятия, а математик их обобщает.