XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мотив снов и прорицаний в «Песне о Нибелунгах»

Мария Александровна Понкратова
Докладчик
студент 4 курса
Московский педагогический государственный университет

ауд. 190
2018-04-19
10:40 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено изучению мотива снов и прорицаний в «Песне о Нибелунгах». Возникшие в V—VI вв. независимые сюжеты (сказание о Брюнхильде и песни о бургундах) объединились и обрели форму только в XII—XIII вв. Этот временной разрыв сказался на интерпретации мотива снов и прорицаний в произведении. В исследовании рассматриваются культурологические и историографические аспекты данного феномена, особенности его истолкования и основные функции мотива снов и прорицаний в «Песне о Нибелунгах».

Тезисы

«Песнь о Нибелунгах» («Das Nibelungenlied») — памятник средневекового германского эпоса, история создания которого насчитывает почти восемь веков (V—XIII вв.). С момента возникновения сюжетов и фиксации их в письменной форме сменились культурная и историческая эпохи, что нашло определённое отражение в тексте произведения. Рассматриваемый в исследовании мотив снов и прорицаний отражает черты античного и средневекового времени, языческого и христианского мировоззрения. В исследовании даётся обзор теоретических подходов к проблеме изучения феномена сна и прорицаний в культурологическом и историографическом аспектах. Методологической базой служит работа Ю. В. Кузнецовой «Культурологические исследования сновидений в системе наук о человеке (теории сновидений в доиндустриальную эпоху)». Цель работы — охарактеризовать мотив снов и прорицаний в «Песне о Нибелунгах», его специфику и функции. Основная функция прорицаний в «Песне о Нибелунгах» — это функция вестника смерти. Большое внимание уделяется следующим аспектам: особенности той формы, посредством которой происходит общение между мирами; реакция героев произведения на полученное сообщение (особенности интерпретации; отражение какой исторической эпохи превалирует); место мотива снов и прорицаний в общей канве произведения. Прорицания, происходящие посредством сна, представляют собой наиболее обширную группу. В «Песне о Нибелунгах» присутствуют три сцены, где героям являются вещие сны: сон Кримхильды в начале произведения; сон Кримхильды накануне убийства Зигфрида; сон Уты накануне отъезда бургундских королей. Языческое мировоззрение в данных сценах переплетается с реалиями христианской веры: герои внимают полученным сообщениям, не ставя под сомнение их природу, пытаются истолковывать сновидения. В тексте периодически появляются упоминания атрибутов христианства: собора, епископа, обращения к Господу и т. д. Прорицания, происходящие путем передачи информации через мифических персонажей, представлены сценой встречи Хагена с вещими сёстрами. Здесь на фоне столкновения языческого и христианского пластов наблюдается ряд следующих интересных аспектов: встреча человека с потусторонними силами и отношение к неизбежности предначертанной судьбы, которые находятся на стыке античного и средневекового культурных пластов.