XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Коммуникативные стратегии взаимодействия в формате англоязычных авторских программ

Татьяна Георгиевна Мочалова
Докладчик
студент 3 курса
Московский городской педагогический университет

ауд. 201
2018-04-16
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

В исследовании обозначены конститутивные признаки авторских телепрограмм, а также рассмотрены понятия коммуникация, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактики. Далее представлены коммуникативные стратегии, которые направлены на успешное взаимодействие участников англоязычных авторских телепрограмм в рамках конкретных коммуникативных ситуаций.

Тезисы

Осознание наиболее уязвимых сторон собеседника позволяет прибегать к различным коммуникативным приемам, что способствует осуществлению запланированной цели коммуникации. Медиадискурс как комплекс процессов и продуктов речевой деятельности в рамках массовой коммуникации во всем многообразии и сложности их взаимодействия представляется актуальной областью реализации совокупности коммуникативных ситуаций. В медиадискурсе в свете антропоцентризма современной лингвистической науки особого внимания заслуживают авторские телепрограммы. В рамках работы были рассмотрены следующие конститутивные признаки авторских телепрограмм. Во-первых, автор программы является ее ведущим («The Ellen DeGeneres Show», «The Late Late Show with Craig Ferguson», «The Oprah Winfrey Show» и т. д.). Во-вторых, ведущий программы позиционирует себя как ее автор. Ключевой является стратегия самопрезентации. Например, веб-страница ток-шоу «The Dr. Oz Show» сопровождается фразой: Dr. Oz delivers health tips you may have received from your doctor in the form of a talk show. Таким образом, фраза о враче Озе, который дает вам советы о здоровом образе жизни в формате ток-шоу, отображает концепцию программы. Наконец, имя ведущего может быть представлено как название программы. С одной стороны, данный признак может указывать на ее создателя («Live with Kelly and Ryan», «Criss Angel Mindfreak»). С другой стороны, такое название может просто служить привлечением зрительской аудитории. В настоящее время телеведущими различных программ широко используется коммуникативная стратегия, представляющая собой планируемую долговременную линию речевого поведения для достижения главной цели во взаимодействии. Телеведущий может манипулировать ценностями адресата, таким образом, прибегая к стратегии манипуляции. Среди коммуникативных стратегий также следует отметить стратегии вежливости, которые включают стратегию прямого выражения смысла и стратегию позитивной вежливости. Стратегии общения реализуются в коммуникативных тактиках, позволяющих достичь определенных целей в конкретной ситуации. К наиболее распространенным коммуникативным тактикам относятся: обобщение, приведение примера, поправка, усиление, уступка, повтор, контраст, смягчение, сдвиг, уклонение, апелляция к авторитету, юмор и т.д. Таким образом, коммуникативная стратегия представляет собой коммуникативные ходы, продуманные адресантом заранее и направленные на достижение поставленной цели. Такое коммуникативное поведение весьма характерно для авторских телепрограмм, которые представляют собой обширное поле для исследования приемов коммуникативного взаимодействия.