XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Концепт «добро» в современном русском языковом сознании

Ольга Олеговна Секиро
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 201
2018-04-16
16:30 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Доклад представляет собой изложение результатов анализа концепта «добро» (на материале опросов, проведенных среди студентов студентов 4 курса и магистрантов филологического факультета СПбГУ в декабре 2016 г. и январе 2018 г.). Ход исследования основан на алгоритме, предложенном В. В. Колесовым. В рамках данного подхода концепт анализируется и с логической, и с лингвистической позиций. В исследовании была учтена специфика концепта «добро» как входящего в состав категории «благо» и было получено актуальное наполнение данного концепта. 

Тезисы

Теоретической базой исследования послужила концепция В. В. Колесова и Кемеровской школы концептуальных исследований. Предложенный ход исследования опирается на данный подход, в рамках которого концепт понимается как исходный смысл, словесно явленный в своих содержательных формах: образе, понятии и символе. Целью исследования является определение содержательных форм концепта «добро» в языковом сознании современных студентов. Материалом послужил опрос, проведённый среди студентов 4 курса и магистрантов филологического факультета СПбГУ в декабре 2016 г. и январе 2018 г. Ход исследования представляют следующие задачи, которые были решены в соответствии с поставленной целью: 1. Определение объема понятия концепта (денотатов) путём построения семантических констант, включающих четыре компонента, которые соответствуют пониманию концепта в единстве логического и лингвистического: условие соответствует лингвистическому образу, причина — понятию, цель — символу, основание — концептуму. Компоненты выделяются путём редукции высказываний (предикатов, определяющих «добро») на основе анализа семантики ответов информантов. Полученный материал адекватен анализу: каждый вопрос ориентировал информанта на ответ, семантически представляющий собой один из компонентов. Данный этап включил также анализ несоответствия семантики ответов предложенным вопросам. 2. Выявление инвариантных денотатов; построение инвариантной семантической константы. 3. Определение содержания понятия концепта (десигнатов) путём классификации эпитетов-прилагательных по четырём типам: типичные, глубинные, интенсивные и длительные. 4. Составление образных понятий в результате совмещения полученных десигнатов и денотатов. 5. Формулирование итоговых ментальных формул, включающих образные понятия. 6. Сопоставление полученных толкований со словарными определениями (толковые и философские словари). 7. Определение этимологического первосмысла на материале исторических и этимологических словарей с последующим выводом о сохранении/несохранении первичных значений. 8. Идентификация концепта на основе всех проанализированных компонентов; вывод о современном семантическом наполнении данного концепта.