XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Загадка одночленного параллелизма

Елизавета Валерьевна Суховеева
Докладчик
студент 3 курса
Южный федеральный университет

ауд. 213
2018-04-17
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

Объект изучения — одночленный параллелизм как художественный прием, а предмет — его специфические черты в отношении к символу и метафоре. А. Н. Веселовский в «Исторической поэтике» писал, что психологический параллелизм отличается от тропов и послужил основой для образования символа и метафоры. Это определило наш интерес к истории изучения символа. В результате мы установили, что символ, строящийся посредством метафоры, является основой одночленного психологического параллелизма.

Тезисы

Психологический параллелизм — один из самых распространённых приемов в народной лирике. Он заключается в параллельном сопоставлении природы и человека по принципу действия, движения. Впервые этот прием был описан А. Н. Веселовским. Самым простым типом ученый считал двучленный параллелизм, в котором присутствуют обе параллели. Из него образовались остальные формы приема: многочленный, построенный на накоплении нескольких схожих параллелей; отрицательный, подразумевающий наличие отрицательных частиц и устранение одной из параллелей; одночленный, предусматривающий изображение картины природы напрямую, но без упоминания об этом в тексте, связанное с человеком и раскрывающее его переживания. Однако в работе Веселовского есть спорные и сложные места, касающиеся разграничения одночленного параллелизма, с одной стороны, и метафоры и символа, с другой. В связи с этим цель данной работы состоит в сравнении одночленного психологического параллелизма с символом и метафорой и выявлении его особенностей. В исследовании: 1) выявляются и изучаются основные черты, характеризующие символ и метафору; 2) сравниваются с формой одночленного психологического параллелизма, 3) устанавливаются особенности одночленного психологического параллелизма как художественного приема. Первая часть доклада касается рассмотрения происхождения и выявления специфических характеристик символа и метафоры. С опорой на проделанный анализ можно сказать, что средствами образования символа послужили метафора и метонимия, которые, в свою очередь, пройдя через двойное сравнение, символ и эпитет, слились в единую форму. Во второй части доклада проводится сравнительный анализ символа, метафоры и одночленного параллелизма, а также определяются способы его образования. Мы пришли к выводу, что каждый символ, обладая переносным значением и представляя собой синтез метафоры и метонимии, способен являться постоянным компонентом одночленного психологического параллелизма и быть основой для его формирования. В результате проведенного исследования выстраивается следующую связь: метафора → символ → одночленный психологический параллелизм. Это схема представляется нам возможным способом образования изучаемого вида параллелизма и позволяет отграничить его от тропов. В завершение доклада следует вывод, что вопрос выделения одночленного параллелизма является спорным и ответить на него утвердительно можно лишь при условии, что есть разделение приема и тропов, а также убежденность в том, что прием образуется с помощью символа и метафоры.