XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Средства создания комического в интернет-мемах

Светлана Александровна Мягкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный областной университет

ауд.120
2018-04-17
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе характеризуется использование стилистических средств в интернет-мемах. Мемы подразделяются на группы, выделяется наиболее часто используемое средство создания комического эффекта. 

Тезисы

Задачей данного исследования является анализ массива интернет-мемов на предмет используемых в них средств создания комического эффекта и классификация их. Методом сплошной выборки было отобрано 55 мемов для анализа стилистических средств, используемых в мемах, и выявления преобладающего. На основе классификации средств создания комического эффекта, предложенной И. Р. Гальпериным, все анализируемые интернет-мемы были распределены по 4 группам:
1. На фонетическом уровне в целях создания комического эффекта могут использоваться: ономатопея и аллитерация или ассонанс. Данные средства используются в редких случаях, только в сочетании с «мемами-фейсами». Они выражают первичную реакцию человека на происходящее событие с помощью звуков. При анализе 55 мемов только в 4 следующих мемах были найдены фонетические средства: «Fuuuu», «Wow», «Pff» и «Том Круз».
2. К лексическим средствам относятся следующие тропы и стилистические фигуры (11 случаев употребления): метафора («Космос»); сарказм («Боромир/Нельзя просто так взять и»); decomposition of set phrase (Grumpy Cat: «Dashing through the NO», «Let it snow Let it snow Let it STOP»).
3. К морфологическим средствам можно отнести различные отклонения от грамматической нормы с целью создания комизма («Ничоси», «Y U NO Guy») – 7 мемов из 55.  
4. К синтаксическим фигурам относятся анафора («Keep calm and»), эпифора («...но это уже совсем другая история»), антитеза («Ожидания и реальность»; «Godfather»), риторические вопросы («Мне кажется или»; «Advice dog») и обращения («Philosoraptor»). Данный вид создания комического эффекта использовался в проанализированных мемах чаще всего: в 33 случаях из 55.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1) среди средств создания комического эффекта на этапе «распространения» преобладают синтаксические средства, которые составляют 66%, при том что лексические средства используются лишь в 1/5 части исследованных мемов (20%), морфологические средства встречаются еще реже, в 13% случаев, было зафиксировано наименьшее количество использования фонетических средств — 7%;
2) среди синтаксических средств наиболее часто используется анафора (в 12 мемах из 33); также довольно часто автор мема обращается к «читателю мема» (в 8 случаях из 33); по сравнению с анафорой эпифора встречается лишь в мемах, созданными российскими пользователями (5 мемов); наименее частотны случаи употребления риторического вопроса и антитезы в качестве синтаксических средств (4 мема соответственно).