XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Сетевые ресурсы по русскому языку для самообразования китайских студентов

Хайянь Чжан
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Холл 2-го этажа
2018-04-16
16:20 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается вопрос самообразования. Особое внимание автор уделяет выявлению отношения китайских студентов к самообразованию с помощью сетевых ресурсов, созданных для изучения русского языка. Доклад может быть интересен как филологам, в том числе преподавателям русского языка как иностранного, так и широкому кругу слушателей.

Тезисы

Чтобы адаптироваться в постоянно меняющемся обществе, человеку необходимо самостоятельно приобретать новые знания и навыки, заниматься самообразованием. Широкое распространение интернет-технологий даёт нам возможность обратиться к массе полезных сетевых ресурсов, которые предлагают те или иные условия для самообразования. 
В докладе мы поговорим об особенностях самообразования китайских студентов с помощью сетевых ресурсов по русскому языку. Нами было проведено анкетирование по теме «Мотивация к дистанционному самообразованию» через китайскую программу Вэньцзюаньсин. Опросные листы содержали 22 пункта, включающие 20 закрытых и 2 открытых вопроса. В анкетировании приняли участие 150 китайских студентов, изучающих русский язык.
После обработки анкет нами были получены следующие результаты: 1) большинство студентов занимаются самообразованием для того, чтобы получить практические навыки (первое место), быть более конкурентоспособными в профессиональной сфере (второе место), а также для сбора портфолио (третье место). При этом почти все студенты (95%) отметили, что самообразование может изменить профессиональную карьеру; 2) студенты понимают важность самообразования, но большинство опрошенных студентов тратят довольно мало времени на изучение русского языка вне аудиторных занятий. 72% из них занимаются русским языком самостоятельно до двух часов каждый день. Одной из причин является то, что 89% опрошенных считают, что самообразование требует от человека больших усилий; 3) в процессе обучения русскому языку студенты больше всего хотят увеличить словарный запас; 4) что касается ресурсов для самообразования, студенты чаще используют книги, мобильные приложения и образовательные сайты. Можно уверенно сказать о том, что в настоящее время большинство студентов ориентированы на чтение; 5) из десяти предложенных сайтов опрошенные считают Русский язык Хуцзян (https://ru.hujiang.com/) наиболее эффективным. Студентов интересуют как развлечения, так и учебные материалы, представленные на сайте. Более того, они периодически заходят на эти сайты, чтобы читать новости из России; 6) в целом, большинство опрошенных удовлетворены сетевыми ресурсам по русскому языку в Китае: индекс удовлетворённости пользователей из числа студентов составил 6.83 балла из 10. По мнению опрошенных, после использования сетевых ресурсов они получили новые знания (первое место), навыки обучения (второе место) и выработали метод самостоятельной оценки (третье место). Вместе с тем остро ощущается нехватка ток-шоу.
Вывод, который мы предлагаем аудитории, вытекает из проведенного нами исследования: для того, чтобы повысить активность, продолжительность и эффективность самообразования, можно добавить полезные ток-шоу на существующие сайты или сочетать учебные и развлекательные материалы.