XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лексико-семантическое поле синего цвета в ранней лирике С. А. Есенина

Анастасия Сергеевна Синельникова
Докладчик
студент 4 курса
Дальневосточный федеральный университет

ауд. 171
2018-04-17
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлено описание фрагмента колоративной языковой картины мира С. А. Есенина на примере анализа семантического поля синего цвета. В результате исследования были выявлены лексемы, входящие в данное семантическое поле, а также их синтагматические связи, позволяющие выявить связи синего цвета с другими тематическими группами (напр., «родная природа», «Родина», «религия», «внешность», «судьба», «быт»). Синий цвет является одним из важных для раннего творчества Есенина и связан с основными темами всего творчества поэта, например с такими как Родина и родная природа.  

Тезисы

Цель данного исследования — представить фрагмент колоративной языковой картины мира С. А. Есенина методом семантического поля на материале его ранней лирики. Задачи — описать структуру лексико-семантического поля синего цвета и определить, с какими темами связан данный цвет в ранней лирике Есенина. Есенин — ключевая фигура в отечественной литературе XX столетия, одарившая русскую поэзию множеством красок, сделавшая ее более гармоничной и целостной. Ранний этап его творчества (1910—1916 гг.), как правило, характеризуется исследователями как несовершенный и подражательный. Однако благодаря раннему этапу мы можем проследить, как возникают и развиваются основные темы творчества Есенина, и, наконец, увидеть, как формируется языковая картина мира автора. В результате анализа колоративной лексики, использованной поэтом, было выявлено, что наиболее частотными и значимыми являются лексемы, репрезентирующие синий цвет. Таким образом, проанализировав семантическое поле синего цвета, мы можем описать часть языковой картины мира Есенина. Термин «семантическое поле» понимается нами как совокупность слов, которая имеет одну общую сему и при этом находится по отношению друг к другу в парадигматических и синтагматических связях. В результате исследования было выявлено, что в состав семантического поля синего цвета входят следующие лексемы: синий (18), синь (8), голубой (8), лазоревый (3), синева (2), бирюза (2), сизый (2), небесный (2), синеющий (1), посинела (1), голубизна (1), голубеет (1), лазурь (1), просиничный (1), василек (1). Структуру поля можно описать следующим образом: ядро поля представлено лексемой синий и единицами, связанными с ней парадигматическими отношениями: ее синонимами (голубой, васильковый, небесный, лазоревый, сизый) и их дериватами (лазурь, бирюза). Периферию поля образуют синтагматические отношения лексем, входящих в ядро семантического поля синего цвета. Анализ синтагматических связей данных лексем показал, что они сочетаются со словами, входящими в следующие тематические группы: «родная природа», «Родина», «религия», «внешность», «судьба», «быт», «эмоции». Таким образом, лексемы, обозначающие синий цвет, достаточно частотны в раннем творчестве Есенина, они используются в представлении основных тем, характерных не только для раннего, но и для всего последующего творчества поэта.