XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Трансфикциональная проблема: кто такой Гаспар Винклер?

Владислав Владимирович Кириченко
Докладчик
преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 190
2018-04-19
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Предпринимается попытка установить особенности репрезентации Гаспара Винклера, персонажа романов Ж. Перека (1936—1982, Perec). Главными задачами исследования являются определение роли персонажа в произведениях автора и анализ проблемы его трансфикциональной сущности.

Тезисы

Трансфикциональность, иначе говоря, появление одних и тех же персонажей в различных произведениях какого-либо автора — это любопытный литературный приём, достойный изучения с помощью различных методов. Трансфикциональность может пониматься в широком смысле и в узком: в первом случае имеется в виду перенос какой-либо информации из одного текста в другой вообще, в последнем же речь идет о повторении конкретных персонажей, топосов и т. д. Теория трансфикциональности является частным применением теории возможных миров, оформившейся изначально в трудах философов аналитической школы и модальных логиков второй половины ХХ в., затем сформулированной в литературоведении благодаря изысканиям Л. Долежела, М.-Л. Райан, Р. Ронен, Т. Павела, У. Эко, Ф. Лавока и др.
Ж. Перек (1936—1982, Perec) создает персонажа по имени Гаспар Винклер (Gaspard Winckler). Этот герой возникает в трех значительных романах автора: «Кондотьер» («Le Condottière», опубл. в 2012), «W, или Воспоминание детства» («W ou le Souvenir d'enfance», 1975), «Жизнь, способ употребления» («La Vie mode d'emploi», 1978). Гаспар Винклер обладает несколькими более или менее устойчивыми признаками: 1) мастерство в своем деле; 2) психическое своеобразие или наличие душевно-физического отклонения; 3) интровертированность и асоциальность; 4) интерес к загадкам. С точки зрения теории возможных миров Винклер может представлять собой одну персону, реализующуюся в различных пространственно-временных положениях. Он оказывается уникальной трансфикциональной сущностью, которая сама себе противоречит и порождает таким образом невозможный мир или трех разных персонажей с одним именем и некоторыми общими чертами. Винклер является особой экспериментальной формой выражения авторского alter ego.