«Что говорит! И говорит, как пишет…» Употребление конструкций с отглагольными существительными в русской разговорно-обиходной речи
Антонина Алексеевна Загороднюк
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-A
2017-04-20
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются случаи употребления конструкций с
отглагольными существительными в разговорной речи носителей русского языка.
Особое внимание уделяется их функционированию в устном разговорном тексте.
Тезисы
Вопрос о соотношении
устной и письменной речи долгое время находится в поле зрения отечественной
лингвистики. На разных этапах существования русского литературного языка
преобладающее направление влияния одного типа речи на другой было неодинаковым.
В наши дни благодаря развитию СМИ, телевидения, интернета в обиходно-бытовую
культуру русского человека проникают понятия, выходящие за рамки обиходного
общения. Свой отпечаток на повседневное общение может накладывать
профессиональная деятельность говорящего. Таким образом, для сложного
содержания оказывается необходима и сложная форма, которая может заимствоваться
из письменной речи.
Целью данного исследования является попытка проследить закономерности употребления и функционирования конструкций с отглагольными существительными (далее — ОГС), изначально свойственных письменной речи, в устной разговорной речи на русском языке. Материал исследования представляет собой записи разговорных диалогов и монологов, размещенных в устном подкорпусе Национального корпуса русского языка.
Было рассмотрено более 600 примеров употребления конструкций с ОГС со значением действия. При анализе примеров внимание уделялось функционированию данных конструкций в разговорной речи, включающему в себя как использование конструкций с ОГС в качестве коммуникативного стереотипа — формулы, штампа, цитаты (С приездом! <…> по распределению <…> на момент заключения договора), так и образование конструкции в момент речепорождения.
Промежуточные результаты исследования показывают, что в устной разговорной речи говорящий прибегает к использованию конструкций с ОГС в качестве вторичной номинации чаще в монологе, в таких жанрах, как рассказ о своей жизни, истории семьи или родного края, рассказ об увлечениях, что может быть вызвано желанием структурировать свою речь. Именно в данных случаях чаще всего встречается подбор или образование конструкции ОГС в момент речи. В разговорном диалоге данные конструкции обладают большей степенью стереотипности, что, вероятно, связано с необходимостью быстро отреагировать на реплику собеседника и поддержать разговор.
Результаты исследования могут быть использованы при обучении монологической и диалогической речи на уроках русского языка как иностранного и, в частности, при изучении средств вторичной номинации действия в устном тексте.
Целью данного исследования является попытка проследить закономерности употребления и функционирования конструкций с отглагольными существительными (далее — ОГС), изначально свойственных письменной речи, в устной разговорной речи на русском языке. Материал исследования представляет собой записи разговорных диалогов и монологов, размещенных в устном подкорпусе Национального корпуса русского языка.
Было рассмотрено более 600 примеров употребления конструкций с ОГС со значением действия. При анализе примеров внимание уделялось функционированию данных конструкций в разговорной речи, включающему в себя как использование конструкций с ОГС в качестве коммуникативного стереотипа — формулы, штампа, цитаты (С приездом! <…> по распределению <…> на момент заключения договора), так и образование конструкции в момент речепорождения.
Промежуточные результаты исследования показывают, что в устной разговорной речи говорящий прибегает к использованию конструкций с ОГС в качестве вторичной номинации чаще в монологе, в таких жанрах, как рассказ о своей жизни, истории семьи или родного края, рассказ об увлечениях, что может быть вызвано желанием структурировать свою речь. Именно в данных случаях чаще всего встречается подбор или образование конструкции ОГС в момент речи. В разговорном диалоге данные конструкции обладают большей степенью стереотипности, что, вероятно, связано с необходимостью быстро отреагировать на реплику собеседника и поддержать разговор.
Результаты исследования могут быть использованы при обучении монологической и диалогической речи на уроках русского языка как иностранного и, в частности, при изучении средств вторичной номинации действия в устном тексте.