Послание о Лионских мучениках: проблемы источника и интерпретации
Алексей Дмитриевич Пантелеев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2017-03-15
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Раннее христианство, мученичество, Евсевий Кесарийский, агиография, Лионские мученики, отступничество.
Тезисы
В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского приводится «Послание о лионских и виеннских мучениках» (V, 1–3); описываемые в нем события традиционно датируются 177 г. В центре внимания докладчика находятся причины этих преследований и место отступников в рассказе Евсевия.В «Послании» прямо не названы причины гонения. Наряду с обычными факторами, вызывавшими антихристианские выступления (нелюбовь местного населения, подозрения в нелояльности и уголовных преступлениях, природные и социальные бедствия), исследователи указывают на активность сторонников Кибелы и Аттиса (А. Оден), возможные проблемы с императорским культом (Р. Туркан, Д. Фишвик) и на постановление сената, которое позволило провинциям покупать гладиаторов по низким ценам (CIL 2, 6278 = ILS 5163; Дж. Оливер и Р. Палмер). Последнее предположение позволяет объяснить многие странности процесса (розыск христиан, отказ от освобождения отступников и др.). Видное место в «Послании» занимают отступники — сюжет, который многие мученичества предпочитали обходить стороной. Описание их незавидной судьбы должно было навсегда удержать стальных христиан от этого шага. С одной стороны, отступничество не помогло отрекшимся, так как их тут же обвинили в обычных уголовных преступлениях (1, 33), с другой, они потеряли какую бы то ни было возможность спасти свою душу. Единственная надежда для них — передумать за то краткое время, что у них осталось, и вновь исповедовать себя христианами, причем часть отступников, к немалому удивлению язычников, так и поступила. Можно сказать, что «Послание», как и другие агиографические тексты II в., формирует представление о «правильном мученичестве», указывая как на недопустимость как чрезмерно строгих («монтанистских»), так и слишком мягких («гностических») взглядов на это явление.