XLIII Международная филологическая научная конференция

К проблеме литературной репутации графа Д. И. Хвостова

Александр Валентинович Курочкин
Докладчик
сотрудник
Всероссийский музей А. С. Пушкина

188
2014-03-13
14:55 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

Граф Дмитрий Иванович Хвостов прожил долгую жизнь. Являясь современником Фонвизина и Державина, он перешагнул  рубеж столетий и оставался значимой фигурой в литературном процессе практически до конца пушкинской эпохи. Ю. Н. Тынянов отмечал: “Хвостов нужен был как стержень, как герой развития особой системы пародического стиля”.


Тезисы

В XIX веке, когда литература приняла на себя функции общественного мнения, став выражением нравственного самосознания нации, личности писателей получили статус символических и мифологических фигур, воплощением определенных типов человеческого характера. Литературная репутация, социальный облик писателя становятся своего рода «символическим капиталом», функционирующим в культурном пространстве эпохи. В этой связи возникает необходимость всестороннего осмысления свойств личности и писательской индивидуальности графа Д. И. Хвостова, исследования способов создания особого литературного героя, прототипом которого он являлся, его литературных взглядов и отношений, т. е. тех свойств, которые стали основой создания пародической личности графа в посвященных ему сочинениях и высказываниях. Созданный в творчестве современников  образ графа Хвостова стал своего рода предшественником  Козьмы Пруткова. С годами оценка творчества и самой личности Хвостова претерпевала изменения: от нейтральной или вполне благожелательной  в начале литературной деятельности, до крайне отрицательной  к концу жизни. Именно эта, наиболее весомая оценка, и послужила основой той репутации Хвостова как графомана, бездарного литератора, которая сложилась в пушкинскую эпоху и продолжает существовать до настоящего времени. Можно выделить три периода формирования литературной репутации Хвостова: 1. Хвостов в  1790-е – 1800-е годы; 2. Хвостов в эпоху противостояния литературных обществ (1810-е годы);  3. Хвостов в пушкинскую эпоху (1820-е – 1830-е годы).На примере Хвостова можно проследить трансформацию литературной репутации. Разнообразные материалы, ранее не привлекавших внимание литературоведов: документы из архива Хвостова, хранящегося в РО ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, его выступления в периодической печати позволяют услышать живой голос Хвостова, которого раньше в большей мере представляли на основе связанных с ним анекдотов и легенд.