XLIII Международная филологическая научная конференция

К вопросу об испанской полихромной скульптуре в курсе «Искусство Нового времени»

Александр Флорентинович Эсоно
Докладчик
младший научный сотрудник
ЦВЗ "Манеж"

240
2014-03-14
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён проблеме преподавания такой специфической темы как испанская полихромная скульптура – в рамках курса «Искусство Нового времени». Полихромная скульптура Испании XVII века рассматривается в докладе как одно из важнейших явлений испанской культуры барокко, что позволяет произвести переоценку этого феномена в преподавании темы «барокко». Нужно сказать, что изучение искусства Нового времени на всём Пиренейском полуострове немыслимо без углубления в материю полихромной пластики. В связи с этим возникает ряд методологических вопросов, которые нуждаются в освещении и изучении.

Тезисы

Доклад посвящён проблеме преподавания такой специфической темы как испанская полихромная скульптура – в рамках курса «Искусство Нового времени». Полихромная скульптура Испании XVII века рассматривается в докладе как одно из важнейших явлений испанской культуры барокко, что позволяет произвести переоценку места этого феномена в преподавании темы «барокко». В связи с этим возникает ряд методологических вопросов, которые нуждаются в специальном освещении и изучении. Во-первых, полихромная скульптура является синтезом искусств, так как производилась профессиональными скульпторами и расписывалась профессиональными же живописцами (например, сотрудничество Фр. Пачеко и Х. М. Монтаньеса), что по-новому позволяет взглянуть на искусство Испании. Во-вторых полихромная скульптура должна быть рассмотрена не только с точки зрения теории Контрреформации, но и с точки зрения возникновения и развития таких понятий как «массовое искусство», «популярная красота» и «национальное искусство», занимающих столь значимое место в искусстве Нового времени. В-третьих, оказывается, что изучение искусства Нового времени на всём Пиренейском полуострове (а также в Центральной и Южной Америке) немыслимо без углубления в материю полихромной пластики – ведь её производство имело поразительные масштабы и широчайшее распространение, наряду с религиозными действами и театром. В-четвёртых, при изучении этого периода в испанском искусстве важно уделить достаточное внимание творчеству таких выдающихся мастеров как Алонсо де Мена, Алонсо Кано, Педро де Мена, Хуан де Меса, Хосе де Арсе и проч. и их мастерских, так как скульптор имел достаточно высокий социальный статус в Испании XVII века.