XLIII Международная филологическая научная конференция

Образы книги Исход в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного и в древнеанглийской поэме «Исход»

Мария Вадимовна Яценко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича

Кафедра библеистики
2014-03-13
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе предполагается рассмотреть основные случаи аллюзий на библейскую книгу Исход в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного, а также сравнить их с соответствующими образами древнеанглийской поэмы «Исход». Будут установлены основные принципы рецепции ветхозаветного текста в историографической и эпической традиции англосаксов.

Тезисы

«Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного создавалась в рамках его теологической концепции. «Отец английской истории», Беда воспринимал историю своего народа как продолжение Священной Истории и видел в «народе англов» (в который им были включены и родственные племена саксов, ютов и фризов) новый «народ израильский», которому только после прихода в Землю Обетованную Британии суждено было принять христианскую веру. Вероятно, что подобное отношение к истории собственного народа было и у создателя эпической поэмы «Исход», который, как полагают исследователи, придал истории исхода израильтян из Египта и перехода через Красное море некоторые черты собственного исторического прошлого. «Церковная история» Беды и поэма «Исход» относятся к одной эпохе: «Церковная история» была закончена в 731 году, а поэтические переложения Библии начали создаваться, возможно, в 670–680 годы, а дошли до нас в рукописи к. X – нач. XI века. Очевидно, что объединяющие  эти два произведения образы из книги Исход оказали наиболее сильное влияние на англосаксов того времени. К ним можно отнести образ Земли Обетованной, египетских капищ, возроптавшего возле Красного моря народа, а также образ пророка Моисея.