XLIII Международная филологическая научная конференция

Нарушение границы как принцип личностной свободы художника в романе В. Вульф «Орландо»

Наталия Сергеевна Горбина
Докладчик
магистрант 1 курса
Южный федеральный университет

190
2014-03-14
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

В данном докладе ставится задача рассмотреть проблему обретения личностной свободы художника в связи с феноменом нарушения границ в романе В. Вульф «Орландо». Нами были проанализированы различные интерпретации романа, его композиция и художественные особенности, а также связь с социальными явлениями рубежа XIX–XX вв. (в частности, с феноменом «новой женщины»). В результате анализа устанавливается взаимосвязь мира природы и мира творчества и отношение к творчеству как к вневременному феномену, непосредственно связанному с формированием «Я».

Тезисы

Роман классика британского модернизма В. Вульф «Орландо» (1928) до сих пор вызывает интерес исследователей как в России, так и за рубежом. Вместе с тем, рассмотрение центрального вопроса проблематики романа – становления и творческой самореализации личности – представляется продуктивным в связи с выявляемым нами принципом нарушения (стирания) границ. В связи с этим нами выделяются несколько контекстов:
1. В контексте нарративной организации «Я»: проблемы личностной свободы художника, поиск и конечное обретение истинной сущности героиней предстает в качестве воссоединенных осколков «Я», которое эксплицируется различными приемами модернистского слова (мифологизация, элементы «потока сознания», темповая организация художественной речи, хронотопическая разнооформленность и др.) Изменение внутреннего состояния души передается с помощью различных синтаксических и лексических средств, а также средств языковой выразительности (фрагментарность, экспрессивный порядок слов, эллипсисы, повторы, градация, метафоры и др.);
2.
В контексте тематизации поисков «Я»: главный вопрос для героини заключается в желании постичь истинную ценность творчества и реализуется в противопоставлениях, оппозиционный характер которых оказывается условным (безвестность/слава, мимолетность/вечность, день/ночь и др.). Литературное произведение трактуется как «испятнанное кровью» увековечивание хаоса прожитой жизни;
3. В контексте соотношения «Я», социокультурных и национальных детерминант: проводится параллель между любовью к литературе и любовью к природе. Эти два феномена рассматриваются как два главных «английских недуга» на рубеже XIX–XX вв. Освобождение от их влияния мыслится как уход героини от «духа времени» и честолюбивых стремлений к славе. Кроме того, в контексте феминистских убеждений Вульф, необходимо подчеркнуть особую роль, которую в интерпретации феномена нарушения границ играет возникновение в Великобритании на рубеже XIX–XX вв. нового типа женщины.