XLIII Международная филологическая научная конференция

Учебно-научный текст на уроке русского языка как иностранного: обучение навыкам ознакомительного чтения на предвузовском этапе

Марина Владимировна Абрамова
Докладчик
аспирант
Псковский государственный университет

25
2014-03-15
16:35 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

The report regards some issues connected with teaching effective methods of working with adapted scientific texts to foreign students at pre-university level. The system of exercises designed to develop students’ skills of reading for gist is presented.

Тезисы

Учено-научный текст является основной формой реализации научного стиля речи в процессе обучения русскому языку иностранцев на предвузовском этапе. Учебно-научный текст, адаптированный в соответствии с  уровнем языковой подготовки учащихся, выступает как средство формирования у них коммуникативно-речевой компетенции в учебно-профессиональной сфере. Важнейшим компонентом данной компетенции является способность не только понимать содержание прочитанного учебно-научного текста, устанавливать причинно-следственные связи между его смысловыми частями, но и выбирать стратегии чтения, наиболее подходящие для решения поставленных задач. Ознакомительное чтение является одним из преобладающих видов чтения уже на базовом уровне владения языком, поскольку позволяет иностранным учащимся понимать основное содержание текста даже при наличии в нем до 30% незнакомых слов. Приобретение навыков ознакомительного чтения осуществляется за счет системы упражнений, нацеленных на формирование у студентов-иностранцев таких приемов, как прогнозирование содержания текста по заголовку, определение темы и основной идеи текста, выделение ключевых слов, отделение существенной информации от второстепенной, использование языковой догадки. Студентам предлагается соотнести микротексты с заголовками, темами, ключевыми фразами, вопросами; найти в тексте определения терминов, выводы, цитаты; определить, какими частями речи являются непонятные слова и подобрать для них местоимения-заменители; подчеркнуть фрагменты текста, содержащие несущественную информацию; добавить в текст пропущенные информационные блоки. Успешное овладение навыками ознакомительного чтения готовит студентов-инофонов к чтению аутентичных научных текстов в процессе их последующей профессиональной деятельности.