XLIII Международная филологическая научная конференция

«Дом на холме» Ч. Павезе: проблема ангажированности интеллигенции в итальянской послевоенной литературе

Екатерина Смагина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2014-03-13
12:30 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Статья посвящена творчеству Чезаре Павезе в контексте итальянской литературы после второй мировой войны. Выделяются и описываются характерные особенности литературного течения, получившего название «неореализм», а также проблема ангажированности творческой интеллигенции, ставшая необычайно актуальной в послевоенные годы. Автор показывает, какое отражение получила эта проблема в повести Павезе «Дом на холме» – своеобразном манифесте интеллигента, стоящего вне политической борьбы.

Тезисы

1) Итальянский неореализм стал важным культурным и литературным явлением ХХ века, не только осветившим актуальные проблемы общества, но и предложившим пути их решения. Главными темами творчества неореалистов стали вторая мировая война, движение Сопротивления и противостояние фашистскому режиму в Италии. 2) В условиях напряженной политической борьбы роль писателя решительно пересматривалась: была осознана его ангажированность, личная причастность ко всему, что происходило в обществе. В послевоенные годы в Италии возникает термин «ангажированная литература», т.е. призванная служить общественным интересам. 3) Чезаре Павезе отразил опыт Сопротивления в повести «Дом на холме». В ней очень остро стоит вопрос личной причастности интеллигенции к драматическим событиям в стране. Однако, в отличие от писателей-неореалистов, Павезе не дает на него однозначного ответа. 4) Герой Павезе – учитель, интеллигент, который всегда жил в собственном мире, однако война призвала его определиться со своим общественным долгом и принять участие в борьбе за какой-либо политический идеал. При этом политика чужда ему, а борьба означает неизбежный контакт со злом. Неспособность принять участие в вооруженной борьбе переживается героем как личная драма, как внутренний конфликт, которому нет разрешения. 5) «Дом на холме» не похож на литературные произведения послевоенных лет, в которых воспевалась вера в идеалы героического Сопротивления. Отказавшись от предвзятой, идеологизированной точки зрения, автор изображал не бестрепетного героя, а живого человека, которому не чужды ни страх, ни сострадание к врагам. 6) Подобная позиция автора вызвала неодобрение большинства читателей. Лишь немногие критики заметили, насколько правдива эта повесть – не только как литературное произведение, но и как человеческий документ. Спустя полвека можно смело утверждать, что «Дом на холме» – одно из лучших произведений итальянской послевоенной литературы.