XLIII Международная филологическая научная конференция

Невинность: дети в «Поворотах винта» – повести Генри Джеймса и опере Бенджамина Бриттена

Ирина Владимировна Головачева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 6, Административный корпус
2014-03-13
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается наименее изученная тема, присутствующая в двух «Поворотах винта», повести 1898 г. Г. Джеймса и либретто одноименной оперы Б. Бриттена. Тема детства и детской невинности является центральной в обоих текстах. Оперное либретто трактуется как драматическое произведение, предлагающее интерпретацию загадочной повести. Детские персонажи рассматриваются в юнгианской перспективе. Аргументы статьи подкреплены письмами Бриттена, материалами, предоставленными Фондом Бриттена-Пирса и интервью исполнителей партии Майлза.

Тезисы

Толкование детства сродни толкованию сновидений. Именно это обстоятельство делает тему детства и детские образы столь привлекательными для художественного фантазирования. Данная тематика выглядит особенно выпукло, если не сказать шокирующее, на поле готической фантастики, к которой по всем признакам следует отнести «Поворот винта». Центральные персонажи повести, Майлз и Флора, производят двойственное впечатление, возможно, потому, что являются необыкновенными детьми. В докладе будет сделана попытка выяснить – насколько нам позволят сконструированные Джеймсом завесы, ловушки и лабиринты – каковы же на самом деле питомцы гувернантки. Едва ли не главным вопросом для читателя является следующий: не была ли их детскость лишь прикрытием, маской на лицах не по годам опытных обманщиков? Этот вопрос по-разному решается в тексте Джеймса и в опере Бенджамина Бриттена. Джеймс, как впоследствии и либреттистка Майфенви Пайпер, лишь намекает на пороки, которым, возможно, предаются воспитанники главной героини. Однако есть и прямые доказательства конкретных проступков Майлза и Флоры. Что эти свидетельства меняют в нашей интерпретации обоих текстов? Следует ли согласиться с тем, что гомофилический и педерастический подтексты намеренно введены как в повесть, так и в оперу? Размышления над этими вопросами поможет прояснить центральный конфликт повести Джеймса с помощью текста либретто, которое, казалось бы, упрощает оригинал, но, по существу, лишь сгущает его смыслы.