XLIII Международная филологическая научная конференция

Ф. Ведекинд и Г. Аполлинер. Сравнительный анализ

Елена Придорогина
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2014-03-15
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе проводится сравнительный анализ пьесы Ф. Ведекинда «Франциска» (1912) и драмы Г. Аполлинера «Груди Тересия» (1917). В основе обоих произведений лежит общая тема. Но форма и стиль изложения отражают особенности так называемого «Wedekindstil», перешагнувшего традиции модерна, и сюрреалистического мира Аполлинера.



Тезисы

Пьеса «Франциска» – одно из поздних произведений Ф. Ведекинда. Хотя замысел образа Фауста в женском обличье возник у писателя еще в юности, в его парижские годы, и черты «Фаустины» угадываются  в каждой героине Ведекинда, его многолетние поиски воплотились лишь в 1912 г. в современной мистерии «Франциска». «Ein modernes Mysterium» – такое определение дает жанру пьесы сам автор, современная мистерия или мистерия о современности, современной проблеме семьи и брака, сложностей взаимоотношений между мужчиной и женщиной, возможности эмансипации и равенства полов. Главной героине пьесы выпадает шанс прожить жизнь мужчины и женщины, нарушить все условности и стереотипы. Прожив жизнь мужчины, известного певца Франца, женатого на прелестной женщине и сделавшего блестящую карьеру, и значит «слишком много увидев, слишком много услышав, слишком много испытав, слишком многому научившись, слишком о многом поразмышляв», Франциска остается одна с ребенком на руках.
Проблеме «деторождения» посвящена и сюрреалистическая драма Г. Аполлинера «Груди Тересия». За основу пьесы  автор взял древний миф о длиннобородом слепом старце Тересии, который по воле богов прожил часть своей жизни мужчиной, а часть женщиной. История Терезы-Тересия, представленная в виде буффонады, «сборника веселых нелепостей», заканчивается примирением супругов и призывом автора «рожать детей».
Сравнительный анализ этих двух произведений, объединенных одной темой, позволяет показать специфику развития театра от эпохи модерн к  сюрреализму, а также раскрыть индивидуальные особенности стиля Ведекинда и Аполлинера, перешагнувших существовавшие традиции и во многом опередивших свое время.