XLIII Международная филологическая научная конференция

Рок-кино: перспективы филологического изучения

Юрий Викторович Доманский
Докладчик
профессор
Российский государственный гуманитарный университет

кинозал
2014-03-15
15:40 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Ю. В. Доманский РГГУ, Москва Рок-кино: перспективы филологического изучения В докладе рассматриваются примеры отечественного рок-кино от начала 1980-х годов и до наших дней. Исследуется взаимодействие саундтрека и киноряда. На примере фильмов Алексея Балабанова описывается коммуникация героя фильма и лирического рок-героя из песен саундтрека, рассматривается смыслообразующая роль такой коммуникации.

Тезисы

Что считать рок-кино? Пока что несколько опасаюсь давать хоть сколько-нибудь однозначное определение этого явления, но попробую обозначить своего рода вехи отечественного рок-кино и наметить возможные пути изучения этого явления. К сожалению, классический рок восьмидесятых в игровом полнометражном кинематографе оказался задействован в очень малой степени. Первыми ласточками тут следует признать фильмы «Душа» (1981) и «Начни сначала» (1985). И всё же эти фильмы нельзя назвать в полной мере рок-фильмами. Обращение же отечественного кинематографа к року в концептуальном аспекте следует отнести к поперестроечному времени – ко второй половине восьмидесятых(«Асса», 1987, «Взломщик», 1987, «Игла», 1988). Самая же репрезентативная фигура нашего кинематографа в аспекте его соотнесения с роком – режиссёр Алексей Балабанов. Во многих его фильмах саундтрек строится на композициях русского рока. И можно сказать, что Балабанов вырабатывает особую концепцию саундтрека, который зачастую не просто соотносится с содержанием фильма, а выступает в функции полноценной и фактически равной фильму системы. Именно в аспекте соотнесения саундтрека и кинотекста следует вести изучение рок-кино. Надо осознавать, что перед нами синтетический текст, инкорпорированный в другой синтетический текст, другой по природе, по сути своей. И тогда получается, что синтетический текст рок-песни, обладающий определёнными смыслами, при попадании в контекст синтетического текста фильма какие-то смыслы, возможно, утрачивает, но вместе с тем и приобретает смыслы, невозможные вне киноконтекста. Уместно рассматривать ситуацию диалога рока и кино, саундтрека и киноряда, включающего в себя и сюжет, и систему персонажей, и детали, и многое другое. Особенно любопытной, как показывают предварительные наблюдения, оказывается коммуникативная ситуация, складывающаяся между героем фильма и лирическим рок-героем из песен саундтрека. Некоторые примеры такого рода из фильмов Балабанова и предполагается показать в докладе.