XLIII Международная филологическая научная конференция

Лоренс Стерн: Memento Mori. Бедный Йорик, нищий монах и воображаемые кладбища

Полина Юрьевна Ермакова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2014-03-11
20:30 - 21:00

Ключевые слова, аннотация

Цель настоящего доклада – продемонстрировать на примере одной сцены «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» Лоренса Стерна ту роль, которую для сентименталистов играли воспоминания, а особенно кладбищенские воспоминания, и показать с помощью каких повествовательных приемов автору удается отправить своего героя «в путешествие во времени и собственной памяти». Отдельное внимание уделяется тому, как почитатели Стерна конца XVIII – начала XIX века увековечивали память о любимых героях: от иллюстраций к его книгам до планов посмертных монументов героям Стерна. 

Тезисы

Монах Лоренцо и его история приобрели необыкновенную популярность после выхода романа и стали темой для иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Йорик отказывает монаху в подаянии, хоть его вид и растрогал рассказчика. Не желая, чтобы его грубое обхождение с монахом стало известно спутнице, Йорик предлагает тому в подарок табакерку, а монах взамен дарит ему свою. Это событие трогает обоих необычайно. На первый план в этой главе выходит безделушка – табакерка, которая должна исправить грубость Йорика. Для Йорика подарок монаха приобретает почти сакральное значение: «Я храню эту табакерку наравне с культом моей религии». Отметим эту особенность, характерную для сентиментального мировосприятия в целом. Цена и ценность сентиментального подарка почти всегда находятся в обратно пропорциональной зависимости. После выхода «Сентиментального путешествия» роговые табакерки стали очень популярны по всей Европе. Главы, повествующие о Лоренцо, были первыми переведены на немецкий в 1769 году братьями Якоби, которые сами смастерили роговые табакерки. Вскоре в Германии последовало и производственное изготовление и продажа роговых табакерок с цитатами из Стерна. Табакерка становится субститутом дарителя, мнемоническим знаком: «…много раз вызывал я с ее помощью образ ее прежнего владельца, чтобы внести мир в свою душу среди мирской суеты…». Йорик с помощью табакерки отправляется в путешествие по своей памяти. Несмотря на то, что кладбищенская сцена у Стерна только одна: Йорик на могиле Лоренцо, художники с удовольствием изображают и вымышленные могильные сцены. Фронтисписом одного из изданий стала гравюра – вымысел художника на кладбищенскую тему. В 1785 г. немецкий почитатель Стерна в переписке предлагает разбить английский парк, напоминающий кладбище, на могильных монументах которого были бы выбиты имена героев Стерна. Таким образом, воспоминания – необходимая практика и героя  сентиментального текста, его интерпретатора (иллюстратора) и читателя.