XLIII Международная филологическая научная конференция

Онтологические параметры психологизма ранней прозы М. А. Булгакова («Записки юного врача»)

Валерий Васильевич Компанеец
Докладчик
профессор
Волгоградский государственный университет

188
2014-03-11
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Художественный психологизм получил высокий аксиологический статус благодаря толстовской «диалектике души». Не отрицая нравственно-гносеологического аспекта, мы акцентируем внимание на бытийных (онтологических) основаниях психологизма раннего М. Булгакова: несовпадении индивидуальности и личности автобиографического персонажа, специфике этико-профессиональной адаптации и самоидентификации, экзистенции одиночества и страха. Раздвоение я/не я рассматривается как выражение разноуровневых значений одной истины. Анализируются феномен самодиалога во внутреннем монологе и способы его «нарративизации».


Тезисы

Проблема художественного психологизма (традиционнейшая из традиционнейших), прочно заняв  центральное место на аксиологической шкале литературоведения XX столетия, получила практически непоколебимый положительный статус, точкой отсчета которого стала «диалектика души» Л. Н. Толстого. Не отрицая функций познания и самопознания как форм духовного роста (нравственно-гносеологический аспект), мы акцентируем внимание на бытийных (онтологических) основаниях психологизма, расширяющих представление о творческом методе раннего М. А. Булгакова. Ключевой методологической установкой является разграничение индивидуальности автобиографического персонажа «Записок юного врача» как формой «самости» и его же личности, за которой стоит психо-мотивационный комплекс, приводящий в действие механизм подавления эмоций в напряженном процессе интеллектуально-профессиональной адаптации и самоидентификации, а также проистекающие экзистенциальные состояния одиночества и  страха. В последнем мы усматриваем аналогию (прямую и косвенную) с антропологией Ф. М. Достоевского и позднего Н. А. Бердяева. Раздвоение я/не я, трактуемое в большинстве случаев как борьба антиценностей, навязанных средой, с сущностным содержанием человека, рассматривается как выражение разноуровневых значений одной истины. Анализируется оригинальный феномен самодиалога во внутреннем монологе, способствующий самоочищению героя от фобий ради обретения целостности и гармоничности нового «я» в акте органического вхождения индивидуальности персонажа в самодостаточную личность. Все это обусловило не только своеобразие булгаковской характерологии, но и «нарративизацию» повествования в целом.