XLIII Международная филологическая научная конференция

'Cats don’t have names': образ Черного Кота в творчестве Нила Геймана (Neil Gaiman)

Ольга Валерьевна Закутняя
Докладчик
Институт космических исследований РАН

201
2014-03-11
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Сравнение образов черного кота в повести Coraline и рассказе The Price современного писателя Нила Геймана (Neil Gaiman). Оба произведения можно отнести к жанру fantasy. Рассматриваются функциональная нагрузка, место в системе персонажей, особенности описания. Черный кот выступает как волшебное животное – помощник и посредник-медиатор между реальным и чудесным мирами. В обоих произведениях он не имеет имени, что выводит его из системы «бестиария» и превращает в персонажа с самостоятельным онтологическим статусом. Обсуждается значение этого персонажа для творческого метода писателя.

Тезисы

Черный кот – один из главных персонажей рассказа The Price (1999) и сказочной повести Coraline (2002) современного писателя Нила Геймана (Neil Gaiman). Хотя произведения не связаны друг с другом сюжетно, место и роль черного кота в обоих весьма схожи, так что можно говорить о своего рода сквозном образе. Во-первых, оба персонажа не имеют имени, что подчеркивается в тексте. Во-вторых, выполняя функции волшебного помощника или чудесного животного и восходя генетически к этой функции волшебной сказки, они вместе с тем выступают в обоих произведениях посредниками между реальным и чудесным мирами (стоя на пограничье, как кот рассказа, или свободно перемещаясь между, как кот из повести-сказки).
Вместе с тем, в более позднем произведении образ черного кота несколько меняется. Он вводится в сложные системы персонажей («реалистических» и «чудесных», «животных» и «человеческих») и метафор (связанных с волшебным или реальным мирами), что отражает более углубленное понимание «чудесного» как категории, противопоставленной «реальному». При этом «реальное» понимается и как соответствие изображаемого мира повседневности читателя (литературное реальное), и как реальность вне литературного произведения (реальность читателя). Согласно Гейману, «чудесное» представляет неотъемлемую часть реальности в обоих смыслах: в качестве «странных» персонажей в первом случае (черный кот) или как эстетическое переживание во втором (произведение о «чудесном»).
На основе анализа можно сделать выводы о развитии творческого метода Геймана, а также понять, как эволюционирует один из важнейших образов европейской культуры в современной литературе.