XLIII Международная филологическая научная конференция

Поэтика абсурда в рассказах Вуди Аллена

Ольга Борисовна Карасик
Докладчик
профессор
Казанский (Приволжский) федеральный университет

201
2014-03-11
20:00 - 20:30

Ключевые слова, аннотация

Вуди Аллен – знаменитый американский кинорежиссер, актер, писатель и драматург. В первую очередь он комик, который в своих рассказах создает нелепый и абсурдный мир, где ничто не подчиняется логике. Абсурдность повседневной жизни показана с помощью невероятных поворотов сюжета, которые приводят читателя в недоумение. Он высмеивает все аспекты американской жизни – от системы образования и шоу-бизнеса до мелких бытовых привычек, и все это – типично нью-йоркское, так как писатель не выходит за рамки топоса родного города, широко используя стереотипы, растиражированные поп-культурой.

Тезисы

Вуди Аллен (настоящее имя Аллен Стюарт Кенигсберг) – знаменитый американский кинорежиссер, актер, писатель и драматург. Его первые рассказы печатались в журнале «Нью-Йоркер», а затем начали публиковаться отдельными книгами вместе с пьесами. На русском языке они вышли в сборниках «Записки городского невротика, маленького очкастого еврея, вовремя бросившего писать» (2002), «Шутки господа» (2002 и 2005), и «Риверсайд Драйв» (2005), а в 2013 году в издательстве АСТ появилось сразу два сборника - «Без перьев» и «Побочные эффекты». Вуди Аллен в первую очередь комик. В своих произведениях он создал образ одинокого интеллектуала, нелепого и неуклюжего, который чувствует себя потерянным в Нью-Йорке – огромном городе, средоточии достижений современной цивилизации. Это тот самый «городской невротик, маленький очкастый еврей», как говорится в названии русской версии сборника. Герои рассказов В. Аллена – смешные, нелепые и несчастные «маленькие» люди, которые вынуждены жить в современной Америке. Писатель иронизирует над городскими интеллигентами, не способными подхватить ритм города, которые в то же время являются неотъемлемой его частью. Он создает нелепый и абсурдный мир, в котором ничто не подчиняется логике. Однако читатель понимает, что все это безумие не плод писательского воображения, а отражение реальной, настоящей жизни Америки конца ХХ – начала XXI века. Абсурдность повседневной жизни в рассказах В. Аллена показана с помощью неожиданных, невероятных поворотов сюжета, которым нет объяснения, и чаще всего именно на таком повороте рассказ заканчивается, оставляя читателя в недоумении. Вуди Аллен высмеивает все аспекты американской жизни – от системы образования и шоу-бизнеса до мелких бытовых привычек, но все это – типично нью-йоркское, так как писатель не выходит за рамки топоса родного города.