XLIII Международная филологическая научная конференция

Насилие экрана: художественное время фильма и внутреннее время зрителя

Наталья Евгеньевна Мариевская
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

кинозал
2014-03-13
19:00 - 19:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируется механизм взаимодействияи художественного времени  внутреннего времени зрителя фильма.
На ряде примеров  из отечественного  и мирового кинематогорафа выявляются художественные приемы по усилению деформации внутреннего времени зрителя.

Тезисы

Художественное время является процессуальной конструкцией и обладает внутренней связностью.
В классически построенном кинопроизведении зритель остается именно зрителем. При этом, сталкиваясь с насилием на экране, он является лишь свидетелем происходящего. Его внутреннее время соприкасается с временем фильма. Катарсис, который испытывает зритель, предполагает чувства ужаса и сострадания. Зритель не причастен к происходящему и потому может испытывать удовольствие от насилия как аттракциона.
Однако, существуют художественные приемы позволяющие  сделать зрителя соучастником насилия. Это происходит через нарушение условности экранного действия, "размыкание" художественного времени фильма и включение в его конструкцию внутреннего времени зрителя. При этом зритель становится соучастником насилия. То есть способен испытывать чувства отличные от чувства сострадания. Например, чувство вины. Удовольствие от насилия при этом "снимается". Запускается принципиально механизм  воздействия на зрителя.
Фильмография:
Михаэль  Ханеке "Забавные игры", Юрий Быков"Майор".