XLIII Международная филологическая научная конференция

Опыт систематизации знаний в области инновационных технологий обучения русскому языку как иностранному

Леонид Викторович Московкин
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2014-03-15
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе проводится систематизация знаний об инновационных технологиях обучения русскому языку как иностранному. Инновационное обучение рассматривается как непрямое обучение языку, обладающее своими специфическими особенностями. Это обучение языку в процессе выполнения какой-либо деятельности: исследовательской, игровой, учебно-профессиональной, экскурсионной и т.д. Автор выделяет ряд общих черт различных ариантов инновационного обучения русскому языку как иностранному.

Тезисы

1. Основная особенность инновационных технологий обучения второму языку состоит в том, что они обеспечивают овладения языком в процессе осуществления какой-либо деятельности: исследовательской (проектные технологии), игровой (игровые технологии), экскурсионной (музейные технологии), учебной и профессиональной (проблемные технологии), режиссерской и актерской (театральные технологии) и т.д. Эта особенность сближает указанные инновационные технологии с коммуникативными, которые также предусматривают овладение русским языком в процессе деятельности – коммуникативной деятельности (поведения) или общения. Можно считать, что коммуникативное обучение по своей сути также инновационное. Впрочем, все указанные выше технологии так или иначе связаны с общением. Инновационные технологии предлагают то же общение, только не на бытовые, а на более серьезные темы. 2. Инновационные технологии предусматривают непрямое обучение языку. Некоторые ученые полагают, что русский язык при этом усваивается непроизвольно, и не предлагают каких-либо особых приемов работы над языком. Отсюда идея о том, что не нужны языковые упражнения при коммуникативном обучении, в 1970-е годы об этом писал Е. И. Пассов. Практика преподавания не подтвердила правильности этой идеи. Современные концепции инновационных технологий обучения русскому языку также часто не предлагают каких-либо особых приемов обучения языку. Это плохо. 3. Обучения какой-либо деятельности на русском языке недостаточно для овладения русским языком. Нужна дополнительная работа над языком. Прежде всего, работа над лексикой и грамматикой, в некоторых случаях над произношением и письмом. Какой должна быть система этой работы, до сих пор неясно. Но ясно, что нужны не только коммуникативные упражнения, но и языковые. 4. Все инновационные технологии – это не технологии формирования речевых умений, а технологии их развития. Чтобы их вводить в процесс обучения, нужно иметь учеников, уже немного владеющих языком.