XLIII Международная филологическая научная конференция

О роли смешанного обучения в дисциплине «Практическая фонетика»

Наталья Витальевна Сухова
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

157
2014-03-13
14:20 - 14:45

Ключевые слова, аннотация

В данной работе речь идет о методике смешанного обучения, которая включает в себя самостоятельную работу студентов дома. В рамках смешанного подхода суть обучения произносительным навыкам и умению интонационно правильно оформлять речь на английском языке можно сформулировать следующим образом: как можно больше слушать на английском языке и имитировать аутентичную речь. Описывается набор дистанционных заданий по курсу, используемых одним из авторов в НИТУ "МИСиС" (г. Москва). Обсуждается роль преподавателя в процессе оптимизации учебной автономии.



Тезисы

В современной практике преподавания любой дисциплины преподаватель сталкивается с проблемой небольшого количества аудиторных часов. Почти половину всей учебной нагрузки, а иногда и больше, студент вынужден выполнять самостоятельно. Как помочь студенту справиться со сложной задачей изучения или осваивания материала дома, и как помочь преподавателю в организации этого процесса на должном уровне? Ответ можно найти в методике смешанного обучения. В данной работе мы остановимся на дисциплине "Практическая фонетика" для профиля "Лингвистика" в высших учебных заведениях, и на том, каким образом на материале курса применяется или потенциально может применяться методика смешанного обучения. Смешанное обучение предполагает совокупность очной работы студента в аудитории и самостоятельной (или под непосредственным руководством преподавателя) работы дома. Другими словами, это синтез традиционной очной и современной дистанционной работы. Говоря о смешанном обучении, мы имеем в виду и учебную автономию, т.е. "умение брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой учебной деятельности" (Холек 1981). В рамках смешанного подхода суть обучения произносительным навыкам и умению интонационно правильно оформлять речь на английском языке можно сформулировать следующим образом: как можно больше слушать на английском языке и имитировать. При такой установке мы предлагаем ряд особых заданий на базе: 1) аутентичных подкастов; 2) художественных фильмов; 3) записей публичных выступлений (TED conferences); 4) обычного набора лингвистических упражнений (поговорки, лимерики, песни, учебные диалоги и т.п.). При этом важным оказывается то, что такой курс при смешанной методике, можно наполнять совершенно разным тематическим содержанием, тем самым дополняя его специальной лексикой (например, в случае обучения лингвистов в ВУЗе второго выбора).