XLIII Международная филологическая научная конференция

Англосаксонская «поэзия мудрости» как «сокровищница памяти»

Мария Равильевна Ненарокова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

201
2014-03-11
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются учительные смыслы англосаксонской «поэзии мудрости», проявляется значение памяти и запоминания в общей системе мудрого знания о мире, исследуются формы поддержания памяти.



Тезисы

Цель англосаксонской поэзии мудрости – в легко запоминающейся форме изложить взгляды общества на мир, природу, отношения между людьми, между Богом и человеком. Стихотворения, относящиеся к этой группе текстов, пелись «разумными мужами», как сообщается в стихотворении «Порядок мира [мироустройства]», а их слушатели, «спрашивая, повторяя и запоминая», усваивали знания о «паутине тайн», хранившейся в памяти народа. Само слушание этих стихотворений воспринималось как «урок», который необходимо усвоить. Состав «поэзии мудрости» разнообразен. Наиболее известны так называемые «Максимы», по форме напоминающие собрание пословиц. Часть из них говорит об устройстве англосаксонского общества, живущего по законам, которые регулировали отношения между людьми еще в дохристианские времена и продолжали действовать в течение долгого времени после переселения англов, саксов и ютов в Британию и принятия ими христианства. Так, законы гостеприимства обязывают принимать странника, продавать ему землю, если он этого пожелает, и предоставлять ему жилье («Богач продаст имение и король – жилье мужу, который приходит как странник»). Забота о путешествующих, ответственность за них, если им предоставлен кров, не только передается в поэтическом тексте, но и закреплена законодательно. «Максимы» сохранили дохристианский обычай наказывать изгнанием за особо тяжкие преступления перед обществом: изгнанник «должен путешествовать пешком по дальним путям и нести свою пищу, идти под дождем по опасной земле чужого народа; у него мало помощников. Человека без друзей не привечают нигде по причине его несчастий». Принятие христианства не уничтожило «поэзию мудрости». Напротив, новая вера использовала старые формы для сохранения и передачи собственных правил и поучений. Известна история о том, как Альдхельм Мальмсберийский проповедовал на мосту, на дороге к церкви, слагая благочестивые стихи и исполняя их под аккомпанемент арфы.