XLIII Международная филологическая научная конференция

Звукоизобразительная лексика как отличительная черта авторского идеостиля (на материале романа Эдны Фербер «Гигант»)

Наталия Николаевна Ноланд
Докладчик
доцент
Институт иностранных языков

114
2014-03-14
17:10 - 17:35

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются звукоизобразительный аспект эстетической функции языка художественной прозы и  роль звукоизобразительной лексики  в формировании авторского идеостиля американской писательницы Эдны Фербер.



Тезисы

В литературе последних десятилетий заметно возрос интерес к явлению звукового строя художественного текста. Однако большинство исследований в этой области выполнено на материале поэтических текстов и детской прозы. Обращение к звуковой ткани текста помогает понять самые потаенные уголки смысла прозаического или стихотворного целого (Михалев, с.158). В этой связи особый интерес для исследователя представляют особенности реализации творческой языковой личности автора, формирующей его идеостиль, являющийся мыслительной, когнитивной  категорией, а также средства реализации коммуникативно-эстетической функции в художественном тексте, определяющей авторский выбор языковых средств, используемых в конкретном произведении.  Звукоизобразительная  лексика, через которую, в частности, реализуется эстетическая функция, может являться отличительной чертой авторского идеостиля и «задавать семантическую первооснову, которая затем филируется другими языковыми средствами» (Михалев, с. 158). Материалом исследования послужил текст романа «Гигант» американской писательницы Эдны Фербер.  Ниже приводится  одно типичное предложение из романа, включающее существенное количество звукоизобразительных лексем: “From every corridor, hurtling out through every room …. you heard the shrieks of high shrill laughter, the tinkle of glass, a babble of voices; and through and above it all the unceasing chatter of radios, the twang and throb of cheap music, the rumble of rolling tables laden with food or drink trundled along the halls by stiffly starched blue-and-gold waiters” (Ferber, p. 38). Далее в докладе показано, что роман обнаруживает большое количество  звукоизобразительных лексем, определенным образом организованных и используемых автором с целью эмоционально-образного воздействия на читателя,  что является отличительной чертой идеостиля Эдны Фербер.