XLIII Международная филологическая научная конференция

Единство сообщества: тексты и лексемы

Алексей Валерианович Михайлов
Докладчик
доцент
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

195
2014-03-15
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

В работе рассматриваются языковые способы поддержания единства сообщества. Общности обладают набором текстов и лексем коллективного пользования. Семантика средств поддержания единства общности обеспечивает выпуклое всесторонннее означение группы в двух аспектах: экзотическом-внешнем с противопоставлением группы иным общностям, эндонимическом-внутреннем с выявлением внутренних связей между частями группы. Общность представляет собой сложную часть составного целого – этноса. Проанализированы текстовые материалы локальных общностей бассейна реки Енисей.

Тезисы

Этнолингвистические исследования связаны с историей материальной и нематериальной культуры, и строго лингвистические аспекты отдельного говора, группы говоров, наречий становятся фактами духовной культуры при определении их роли в построении локального сознания и участия в общенациональной ментальности. Они могут служить, и это многократно отмечалось, и средствами/признаками для самоидентификации локального сознания.
Автором рассмотрены средства выражения локального варианта енисейского регионального сознания. Исследование основано на результатах экспедиционных исследований конца XX – начала XXI вв. в поселениях бассейна Енисей в среднем течении реки. Особенное значение придается текстовым формам, тематике дискурса, лексическому наполнению, рефлексивным показателям носителей локального сознания.
Самоидентификация локального сознания – та совокупность действий, которая предпринимается в мышлении и разновидности речи жителей некоторой местности (населённого пункта) для обособления из общенационального сознания. Локальное же самосознание понимается нами также и как сознание групповое. Группа может быть выделена при этом по различным признакам – профессиональному, половому, родовому, возрастному и т.п., кроме того, по месту проживания=микроареалу.
Локализованная этническая группа жителей Приенисейских территорий не едина и состоит из многих этнохозяйственных общностей. Фиксация динамики социолингвистических процессов происходит через изучение лингвоэтнических ситуаций отдельных поселений с определением индивидуальных и общих черт в них. На основе оппозиции «свой – чужой», позволяющей в изменяющихся условиях культивировать и сохранять своеобразие микрокультуры, развиваются варианты этнолокальной культуры.
Ситуация языкового окружения общности коренными этническими группами интенсифицирует внутриобщностную деятельность.