XLIII Международная филологическая научная конференция

Сетевой фольклор и специфика анонимной сетевой коммуникации

Anastasija Belovodskaja
Докладчик
преподаватель
Вильнюсский университет

213
2014-03-14
17:20 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

Специфика сетевого фольклора рассматривается как в связи с описанием специфики самой «среды обитания» сетевых текстов, так и с учетом специфики коллективной анонимной коммуникации. При этом в докладе затрагиваются такие вопросы как: влияние технологий Веб 2.0 (Web 2.0) на распространение и модификацию сетевого контента; функционирование в сети специфических явлений прецедентной природы (интернет-мемов); трансформация модели автокоммуникации в связи с появлением анонимного «мы»; феномен «Анонимус» и его функционирование как в сети, так и за ее пределами.

Тезисы

Развитие технологий Веб 2.0 (Web 2.0), которые позволяют каждому пользователю интернета активно участвовать в создании и видоизменении контента, привело к практически ничем не ограниченному сетевому творчеству. Граница между авторским и анонимным произведением размыта: сетевые тексты часто теряют своих авторов и видоизменяются в процессе пересылки от одного пользователя к другому. При этом новые смыслы нередко рождаются за счет трансформации различных прецедентных феноменов, входящих в базу знаний конкретного лингвокультурного сообщества. Одной из основных особенностей сетевого фольклора является наличие специфических явлений прецедентной природы – т.наз. интернет-мемов. Специфическая природа интернет-мемов, часто выступающих  в виде сложных поликодовых образований, нацеленных на комплексное воздействие на адресата, открывает манипулятивные возможности. Описывая специфику анонимной сетевой коммуникации, стоит отметить, что  даже «молчаливая» пересылка текста и размещение его на страницах различных сетевых ресурсов являются звеньями в цепи коллективной автокоммуникации, а случаи трансформации пересылаемого текста могут рассматриваться как ключ к пониманию  (пере)осмысления использованных прецедентных единиц. Кроме того, следует обратить внимание на функционирование анонимного «мы», которое сегодня оказывается новым субъектом современной массовой сетевой коммуникации. Описание этого нового субъекта тесно связано с т.наз. феноменом «Анонимуса», давно «выросшего» из интернет-мема в явление, влияние которого распространяется далеко за пределы интернета. В докладе мы остановимся на способах самопрезентации данной «коллективной личности», которые тесно связаны с принципом цитатности/квазицитатности, характерным для современной сетевой коммуникации. Говоря об «Анонимусе», необходимо также отметить суггестивную силу текстов, за которыми стоит анонимное «мы», что открывает возможности для манипуляции а, значит, требует особенно пристального внимания.