XLIII Международная филологическая научная конференция

Городской конкурс по русскому языку для иностранных студентов Новосибирска: опыт проведения, цели и перспективы

Екатерина Игоревна Баранчеева
Докладчик
доцент
Новосибирский государственный технический университет

25
2014-03-15
18:15 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен опыту проведения городского конкурса по русскому языку как иностранному среди иностранных учащихся г. Новосибирска. Рассматриваются конкретные примеры заданий, цели и перспективы проведения заявленного внеаудиторного мероприятия.

Тезисы

Городской конкурс по русскому языку для иностранных студентов Новосибирска: опыт проведения, цели и перспективы.
Внеаудиорная деятельность, которая предлагается иностранным студентам, изучающим русский язык на разных этапах, не должна, на наш взгляд, ограничиваться самостоятельной работой по подготовке к аудиторным занятиям, выполнением домашней работы, работой в электронной университетской обучающей среде. Традиционно в учебных планах выделяются часы на так называемую «социокультурную адаптацию иностранных студентов», и преподаватели, работающие с группой самостоятельно решают, чем заполнить эти часы. Коллектив кафедры русского языка Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) в 2002 году принял решение организовать и провести городской конкурс для иностранных студентов, обучающихся в разных вузах Новосибирска. Городской конкурс называется «Я говорю по-русски»: он проводится уже в течение 12 лет, конкурс стал традицией и вошёл в план ежегодной деятельности по социокультурной адаптации иностранных студентов нашего вуза (НГТУ) и вузов-партнеров. Целью нашего конкурса является повышение мотивации к изучению русского языка как иностранного, развитие коммуникативной и социо-культурной компетенции у иностранных учащихся, знакомство со студентами из разных стран и реализация творческого потенциала иностранных учащихся. Конкурс можно считать большим методическим проектом, проводимым в рамках города, а подготовка к конкурсу уже стала одним из обучающих средств для преподавателей РКИ города Новосибирска. Основным методическим посылом, отправной точкой для организаторов конкурса стала идея о перемещении акцента в работе преподавателя на продуктивную учебно-познавательную деятельность учащихся и развитие его личности с позиции концепции «коммуникативного обучения и получивших признание социокультурного и личностно-деятельностного подходов к обучению» [Щукин 2011:17].