XLIII Международная филологическая научная конференция

Языковое и неязыковое сознание как парадигма исследования русской ментальности

Евгений Фёдорович Тарасов
Докладчик
заведующий отделом
Институт языкознания РАН

195
2014-03-14
17:20 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

Содержательная сторона практической деятельности членов социума схватывается понятиями ментальности и сознания, которые описывают идентичную объектную область.
Образы неязыкового сознания (НЯС) конструируются при помощи сенсорных и перцептивных эталонов, объединенных в ранее сформированные образы НЯС. Образы языкового сознания формируются в ходе практики оречевления образов НЯС для нужд совместной деятельности. 
Реальность дана познающему субъекту или непосредственно, или опосредованно при восприятии речевой цепи, где образы НЯС категоризуются лингвистическими знаниями и значениями единиц языка.

Тезисы

Проблема «язык и сознание» решается чаще всего при помощи понятий «сознание» и «ментальность».
Ментальность в общем виде можно определить как совокупность умственных операций и духовных установок. Содержательная сторона ментальности – это знания о природе и социуме, важнейшими из них являются знания о ценностях. Можно исходить из обоснованной гипотезы, что ментальность личности складывается в ходе её социализации, когда личность присваивает сознание общества как систему ориентиров для осуществления совместной деятельности и общения. Анализ показывает, что при помощи понятий «ментальность» и «сознание» обозначаются тождественные объектные области.
При анализе проблемы соотношения языка и сознания принципиальное значение имеет ответ на вопрос, доступна ли для познания реальность без посредства языка. В рамках постмодернистского подхода полагают, что реальность доступна только через «сетку» языка. С позиций деятельностного подхода, субъект познает реальность и без языка, опираясь на различные квазипредметные образования.
Образ неязыкового сознания (НЯС) конструируется субъектом познания при помощи сенсорных и перцептивных эталонов без облигаторной вербализации, т.к. часто вербальные средства отсутствуют в сознании субъекта в момент восприятия. Образ НЯС в совместной деятельности может быть описан для партнера при помощи знаний, ассоциированных с телами языковых знаков в речевой цепи. Следовательно, реальность может быть презентирована субъекту познания непосредственно или опосредованно, будучи категоризована собственно лингвистическими знаниями (род, число, падеж и т.п.) и знаниями, локализованными в значениях языковых единиц.
Таким образом, сознание членов социума существует как в форме образов НЯС (первичные образы), которые сконструированы при помощи образов НЯС, усвоенных ранее (вторичные образы), так и в форме образов языкового сознания, которые сформированы членами социума в ходе речевой практики по вербализации образов НЯС.