XLIII Международная филологическая научная конференция

Царь Соломон в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина»

Анна Дмитриевна Еськова
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2014-03-13
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается функционирование в романе Горького имени Соломона и трех выражений, связанных с этим библейским персонажем: Песнь Песней, «Во многоглаголании несть спасения», «плоть сытая и соты медовые отвергает, а голодной душе и горькое – сладко». Анализируются преобразования семантики указанных единиц, их функции в произведении (в частности – функция речевой характеристики действующего лица). Предлагаются способы описания данных библеизмов в «Идеологическом словаре» романа.


Тезисы

Библеизмы в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина», как правило, используются при характеристике современной общественной ситуации. Так, в речи Диомидова слова Соломона призывающие к воздержанию, умеренности и трезвости ума: «Плоть сытая и соты медовые отвергает, а голодной душе и горькое – сладко» (преобразованная цитата из книги Притчей) употреблены персонажем по отношению идеям социалистов. Ср. далее: «И вот студенты и разные недоучки, медные головы, честолюбцы и озорники, которым не жалко вас, напояют голодные души ваши, которым и горькое – сладко, скудоумными выдумками о каком-то социализме, внушают, что была бы плоть сыта, а ее сытостью и душа насытится... Нет! Врут!» В реплике Диомидова плоть и душа подчеркнуто противопоставлены, а в первоисточнике это почти синонимы. Возможно, душа значит здесь не только ‘жизнь’, но и ‘чрево’. Подобного рода информация приводится в комментарии к словарной статье. Выражение «Песнь Песней» встретилось в приведенных Дьяконом словах Гейне: «А господин Лейбниц, который пытался доказать, что-де бытие зла совершенно совместимо с бытием божиим и что, дескать, совместимость эта тоже совершенно и неопровержимо доказуется книгой Иова, – господин Лейбниц – не более как чудачок немецкий. И прав не он, а Гейнрих Гейне, наименовав книгу Иова «Песнь песней скептицизма». Ср.: «Книга Иова – представляет собой Песнь Песней скептицизма, и ужасные змеи шипят и свистят в ней свое вечное: “почему?”» (Гейне, 1854). Дьякон имеет в виду трактат Г. Лейбница «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» (1710), где, в частности, книга Иова упоминается как пример теодицеи. В этой библейской книге ярко выражена идея непостижимости для человека божьего замысла о нем. В «Идеологическом словаре» библеизмы рассматриваются на фоне церковно-славянской и русской традиции, учитывается их фиксация в толковых словарях.